Договор оферты — что это такое простыми словами

Люди часто сталкиваются с понятием – договор оферты, но даже не подозревают об этом. В статье рассмотрим общие положения и особенности для понимания терминологии и последствий заключения.

Что говорит закон

Законодательно положения об этом прописаны в ст. 435 ГК РФ.

Вот что говориться в законе:

Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. (ст. 435 ГК РФ)

Простыми словами это — предложение о заключении акта. При этом соглашение должно иметь все условия предстоящего контракта и отражать намерения. Направлено на одного или нескольких конкретных лиц или неопределенный круг лиц.

Само слово возникло в латинском языке, как и остальные правовые значения. С латинского слово переводится – предлагать, рекомендовать, что и отражает истинную сущность.

Пример

Стороны договора

Заключается устно или письменно. Если рассматривать что это такое простыми словами, то стоит указать на отношения между продавцом и покупателем. В результате этого предоставляются товары или услуги за плату. Одна сторона оферент – тот, кто предлагает услуги. Другая сторона – акцептант – к нему направлена рекомендация.

Сам акт не является договором и не гарантирует его заключение. Акцептант после ознакомления с текстом может внести поправки. Если не требуются и стороны согласны на акт – акцептант его принимает. Такой положительный ответ называется акцепт.

Срок для принятия устанавливается или нет. Иногда положительный ответ — фактические действия акцептанта. Акцепт бывает немедленным, если соглашение было заключено в устной форме.

Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии.(ст. 438 ГК РФ)

Как это выглядит

Письменная рекомендация об уговоре, происходящем в РФ включает предмет будущего контракта и существенные условия. Прописываются реквизиты сторон, дата и обращение, состоящее из пропозиции. Также обозначаются сроки, оплата и иная информация. Документ направляется одному или нескольким лицам. При заключении сделки стороны ставят подписи.

Она может быть:

  • Публичной – адресована широкому кругу лиц. Примеры: реклама в общественных местах, содержащая характеристики предстоящего документа.
  • Непубличной – для узкого круга лиц. Например – счет за предоставленные услуги.

Виды документа

Может быть нескольких видов:

  • Твердой. Участвует оферент и конкретный акцептант. Прописывает четкие условия, предмет и сроки. Образец – предоставление услуг от продавца покупателю. Заключение купли-продажи в этом случае не требуется.
  • Свободной. В этом случае предложение поступает от конкретного оферента. Но адресовано свободному кругу лиц — потенциальным клиентам. Применяется при мониторинге рынка.
  • Публичной. Предназначена для широкого круга лиц. Это реклама или ценник на товаре.
  • Безотзывной. Продавец не может изменить предписание или отозвать акт.
  • Контроферта. Когда акцептант меняет характер акта – он направляет оференту новое контрпредложение.
  • Гарантия оферты. Банк – поручитель, гарантирующий надежность.
  • Тендер. Пропозиции участвуют в подрядных торгах на предмет соответствия критериям документов.
  • Трактация. Оферент заранее предлагает заключить сделку, чтобы найти потенциального покупателя.

Отличие от рекламы

Договор – это гражданско-правовое соглашение, оферта же не имеет статус официального документа. Сделка предлагает варианты, на которые акцептант имеет право согласиться или не согласиться.

В первом случае – заключается договор. Это кажется сложным, но действия стандартного характера. К примеру, человек выбрал в магазине телевизор. Устраивают характеристики, цена и нюансы соглашения — это оферта. Оплата товара будет подтверждением принятия условий. Как только это произошло – покупатель подписывает контракт, где прописано о согласии с актом.

Если мы видим рекламу приобрести товар – будет ли это пропозицией или просто рекламой. Разница в том, что реклама не содержит существенные условия документа: цена и товар. Если в предложении нет таких сведений – значит перед нами реклама.

Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.(ст437 ГК РФ)

Что значит: не является офертой? Часто встречается фраза: «не является публичной офертой». При этом на первый взгляд реклама обладает признаками таковой. Однако продавец знает о том, что в услугах нет информации о существенных критериях. Поэтому делает приписку, что приглашение — не пропозиция. Это говорит о том, что он вправе изменить условия.

Недобросовестные продавцы указывают данную информацию на товарах, относящихся к акту. Это избавляет от ненужной ответственности. В пропозиции, не относящейся к данному виду, не указывается характер акта. Поэтому потенциальный покупатель часто не слышит про комиссии, штрафы и другие неприятности.

Об этом становится известно позднее – при детальном рассмотрении услуги. Если же это законное предложение, но оферентом указано иное – это будет офертой. Если при этом нарушены условия – покупатель требует восстановления прав.

Оказание услуг

Примером является оказание услуг. Оферта на оказание услуг может быть публичной или адресована определенному кругу лиц. Исполнитель обязуется выполнить действия на оговоренных началах.

Документ заключается в произвольной форме и включает в себя:

  • Обозначение услуги и особенности
  • Стороны
  • Предмет
  • Сроки
  • Цена и ответственность
  • Форс-мажор
  • Разрешение споров и иные положения
  • Реквизиты сторон

Это взаимовыгодное предложение для обеих сторон. После одобрения, оференту гарантируется заключение. Акцептант уверен в том, что условия останутся неизменными. Это означает, что продавец уже не поменяет ни одно существенное условие, прописанное в документе.

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close